Как
мы помним, еще в конце 60-х, сразу после завершения работы над
"Кавказской пленницей", Гайдай собирался перенести на экран прозу
Михаила Булгакова - его пьесу "Бег". По ряду причин эта затея не
удалась, и "Бег" экранизировали другие. Однако в начале 70-х Гайдай
вновь вернулся к идее экранизации Булгакова. Только на этот раз речь уже
шла о комедии - пьесе "Иван Васильевич". Ее сюжет вращался вокруг того,
как несколько столичных жителей, с помощью машины времени, изобретенной
талантливым мастером-самоучкой, перенеслись в эпоху Ивана Грозного, а
сам царь оказался в веке XX. В конце лета 1971 года Владлен
Бахнов и Леонид Гайдай подали заявку на сценарий, которая была тут же
принята. Осенью сценарий был уже написан и принят сценарно-редакционной
коллегией. В начале декабря Гайдай и Бахнов засели за режиссерский
сценарий. Эта работа продолжалась до января 1972 года, после чего
сценарий был отправлен в Комитет по кинематографии. 3 февраля оттуда
пришел ответ, что сценарий в целом принимается, но в него необходимо
внести некоторые поправки. В частности, от авторов требовалось, чтобы
они перенесли место действия из московского Кремля на другую территорию.
Кроме этого, в отзыве говорилось следующее: "Экскурс в прошлое
не должен иметь конкретно-исторический характер; сюжет не следует
адресовать определенным историческим лицам. В соответствии с замыслом и
жанром произведения эпизоды, в которых воспроизводится прошлое, должны
приобрести более условные, приблизительные черты, не относящиеся прямо к
Ивану Грозному и его эпохе. Это будет вполне совпадать с поставленной
художественной задачей; прошлое возникает не как точный исторический
эпизод, а является фантазией изобретателя "машины времени". В сценарии немало интересной выдумки, однако необходимо предостеречь авторов от излишнего комикования..." Далее
события развивались следующим образом. 8 марта с авторами сценария был
подписан договор, 21 марта - сценарий запущен в режиссерскую разработку,
24 мая - утвержден. После этого началось комплектование съемочной
группы, строительство декораций, подбор актеров и т. д. Кстати,
незадолго до этого к Гайдаю обратился Эльдар Рязанов с предложением
взять у него постановку совместной советско-итальянской кинокомедии
"Невероятные приключения итальянцев в России". Этот фильм должен был
сниматься в жанре эксцентрики, чего Рязанов никогда раньше не делал.
Гайдай же в этом деле был настоящий ас. Но Леонид Иович отказался от
лестного предложения (в случае согласия ему светила поездка в Италию) и
предпочел продолжить работу над "Иван Васильевичем..." В
качестве своих помощников в работе над фильмом Гайдай выбрал людей, с
которыми работал еще над "12 стульями". Оператором взял Сергея Полуянова
(вторым оператором был новичок в группе - Виталий Абрамов), художником
Евгения Куманькова, звукооператором - Раису Маргачеву, композитором
Александра Зацепина, директором - А. Ашкинази. С актерами была
похожая ситуация: Гайдай намеревался работать с теми, кого давно знал.
Но планы пришлось подкорректировать. Например, на главную роль - царя
Ивана Грозного и Бунши - он собирался пригласить Юрия Никулина. Однако у
того был слишком плотный график гастролей в цирке и добиться разрешения
у "Союзгосцирка", чтобы его освободили, так и не удалось. Гайдай очень
сильно переживал по этому поводу, но поделать ничего не мог пришлось
искать другого исполнителя. Им стал актер Театра имени Вахтангова Юрий
Яковлев, с которым до этого Гайдай никогда еще не работал (он выиграл
спор у Евгения Лебедева). На роль Жоржа Милославского было два главных
претендента - уже знакомый Гайдаю Андрей Миронов и Леонид Куравлев, с
которым режиссеру работать до этого не доводилось. В споре победил
Куравлев. Другие актеры, ни разу до этого не снимавшиеся у Гайдая и
успешно прошедшие пробы: Наталья Кустинская (пассия Якина), Нина Маслова
(царица; она выиграла спор у Натальи Гундаревой), А. Подшивалов
(лейтенант милиции Кольцов), Н. Гурзо (медсестра) и др. Тех
актеров, кому уже доводилось работать с корифеем комедии, было
большинство. Среди них: Александр Демьяненко (Шурик Тимофеев), Михаил
Пуговкин (режиссер Якин), Савелий Крамаров (дьяк Феофан), Наталья
Селезнева (жена Тимофеева, Зина), Наталья Белогорцева-Крачковская (жена
Бунши, Ульяна Андреевна), Владимир Этуш (Шпак), Сергей Филиппов (посол),
Владимир Уральский (милиционер), Эдуард Бредун (спекулянт в магазине). 6
июня 1972 года худсовет ЭТО утвердил пробы актеров на главные роли. 21
июня начался подготовительный период, который продолжался до конца
августа. СЪЕМКИ Съемки фильма начались 26 августа с
экспедиции в Ростов-Ярославский, где снимались натурные эпизоды: погоня
за демонами по Кремлю, народ у стен Кремля, отправление войска на войну.
Как вспоминал позднее Л. Гайдай: "Часть съемок проходила в
старинном русском городе Ростове-Ярославском. Наша киногруппа работала
около музея, расположенного в древнем Кремле. Снимали мы сцену "Проезд
конницы Ивана Грозного". А тут как раз приехали в музей иностранные
туристы. И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских
кафтанах с бердышами в руках. Затем промчались еще раз. Это живописное
зрелище вызвало у гостей бурный восторг. По-своему отреагировали на
происшедшее работники музея. Когда мы окончили съемку в
Ростове-Ярославском, они обратились к нам с просьбой подарить им два
красных кафтана и пару топориков-бердышей. Дело в том, что каждую группу
иностранных туристов при входе встречают по русскому обычаю
хлебом-солью. Их преподносят гостям на расшитом полотенце. Теперь
работники музея проводят этот ритуал, предварительно облачившись в
одежды, подаренные "Мосфильмом"..." Съемки в
Ростове-Ярославском продлились ровно неделю - до 2 сентября, после чего
группа вернулась в Москву. Здесь до 17 сентября тоже снималась "натура":
проезды по улицам города "Скорой помощи" и милицейской "Волги";
панорама города с высоты птичьего полета (когда царь восторженно
произносит: "Ляпота"); звонки из телефонной будки Жоржа Милославского и
подруги Якина; проезд Якина по городу в "ЗИС-110" (тот самый автомобиль,
который снимался и в "Бриллиантовой руке"); пробежка Шурика по
радиомагазинам; Шурик и Бунша во дворе дома; погоня у подъезда. В эти же
дни снимался эпизод, когда жена Бунши, увидев на соседнем балконе царя
Ивана Грозного, спутала его со своим супругом. Съемки этого эпизода едва
не завершились трагедией. А произошло вот что. По сценарию, героине
Натальи Крачковской надо было перелезть с одного балкона на другой,
чтобы догнать ускользнувшего "мужа". Но актриса, которая страдала жуткой
агрофобией (боязнью высоты), отказалась исполнять трюк с перелезанием.
Тогда, чтобы заставить ее сделать это, Гайдай пошел на хитрость: он
сказал, что внизу будет расположена специальная люлька с людьми, которые
будут страховать актрису. На самом деле никакой люльки внизу не было,
просто Гайдай рассчитывал на то, что высотобоязненная актриса испугается
смотреть вниз и не заметит подвоха. Но вышло иначе. Крачковская,
перелезая через перила, все-таки глянула вниз и, не обнаружив никакой
страховки, от страха чуть не рухнула вниз. К счастью, находившиеся рядом
люди успели подхватить ее уже соскальзывающее с балкона тело и втащить
обратно. Поэтому эпизод с перелезанием в картину так и не вошел. 17
сентября натурные съемки были завершены, и группа в течение почти двух
недель находилась в вынужденном простое - ждала, когда будут готовы
павильонные декорации. Эта работа требовала от декораторов
дополнительных усилий, поскольку им предстояло воздвигнуть в одном
павильоне целый комплекс, в который должно было войти сразу 16 объектов -
10 "современных" и 6 "палат Ивана Грозного". Назову лишь некоторые из
этих объектов: квартира Шурика (комната, где стояла "машина времени",
зал и кухня), квартира Шпака, лестничная площадка (кстати, ее в эти же
дни использовали для съемок еще одной кинокомедии - "Большая перемена"),
стоматологический кабинет, площадка подъезда на первом этаже, лифт (в
нем должен был застрять Иван Грозный), царская зала, трапезная, зал для
приемов и т. д. Весь этот комплекс разместился на площади в 1428
квадратных метров. Павильонные съемки начались 2 октября с
эпизодов "в квартире Шурика". Съемки шли весьма успешно, и в октябре
было всего лишь два дня простоя: 5 октября на съемочную площадку не
явился Александр Демьяненко, 12 октября заболел Юрий Яковлев. В ноябре
простоев не было, в декабре вновь два - 6 и 8 декабря был болен Юрий
Яковлев. Между тем, закончившийся 1972 год отметился самым
низким количеством комедий - всего четыре, но именно этот год подарил
нашему кинематографу суперкомедию "Джентльмены удачи" Александра Серого и
Георгия Данелии. Фильм занял в прокате 1-е место, собрав 65,02 миллиона
зрителей. Второе место среди кинокомедий занял фильм Эльдара Рязанова
"Старики-разбойники", который по сборам отстал от лидера больше чем
вдвое - собрал 31,5 миллионов. Но вернемся к фильму Леонида Гайдая. 1973
год начался неудачно - 4 января Гайдай заболел. К счастью, недуг
продлился всего лишь два дня, и уже 6 января съемки "Ивана
Васильевича..." возобновились. За неделю удалось отснять последние
эпизоды, и с 15 января начался монтаж фильма. Правда, в двадцатых числах
марта один эпизод фильма пришлось доснимать из-за брака пленки - когда
Зина на берегу моря поет песню "С любовью встретиться" ("Звенит
январская вьюга..."). Эпизод снимался 22 - 23 марта в Ялте. 12
апреля фильм "Иван Васильевич меняет профессию" был сдан генеральной
дирекции "Мосфильма". Оценив картину положительно, дирекция потребовала
внести в него некоторые поправки. В частности, надо было сократить
следующие эпизоды: погоню за Жоржем Милославским (в фильме осталось
только ее начало - когда Жорж удирает от милиции, облачившись во
врачебный халат), пребывание царя в квартире Тимофеева (изъяли эпизод,
где Иван Грозный жарит на кухне котлеты), забавы Жоржа в царских
палатах, разговор в телефонной будке, улицы Москвы и др. Были изъяты
некоторые фразы, звучащие из уст героев. Так, в эпизоде приема послов
Бунша восклицал: "Мир и дружба", но в окончательном варианте он
произносит другую фразу: "Гитлер капут!" В эпизоде "трапеза" тот же
Бунша спрашивал: "За чей счет этот банкет? Кто оплачивает это обилие?" -
на что следовал ответ: "Народ, ваше величество". В итоге последнюю
фразу изъяли, заменив ее более лояльной: "Во всяком случае, не мы". В
другом эпизоде - опять с участием Бунши, - когда он удивленно
спрашивает: "Что за репертуар у вас?" - дальше шло: "Соберите завтра
творческую интеллигенцию. Я вами займусь". Эту концовку тоже изъяли. В
общей сложности фильм был обрезан на 177 метров пленки. 10 мая
Отдел контроля за кинорепертуаром разрешил фильм к прокату на территории
Советского Союза. 13 июня фильму была присуждена 1-я группа по оплате
(за это решение проголосовало 22 человека, чего ранее с фильмами Гайдая
не наблюдалось). Согласно бухгалтерским документам гонорары за фильм участникам съемок распределились следующим образом: Л. Гайдай - 5 948 рублей плюс 2 000 рублей за сценарий; А. Демьяненко - 1 663 рубля; Н. Селезнева - 362 рубля; Ю. Яковлев - 4 350 рублей; Л. Куравлев - 2 312 рублей; М. Пуговкин - 788 рублей; В. Этуш - 630 рублей; С. Крамаров - 1 129 рублей; Н. Крачковская - 347 рублей; Н. Маслова - 101 рубль; С. Филиппов - 258 рублей; Н. Кустинская - 168 рублей; А. Подшивалов - 139 рублей. НОВЫЙ ТРИУМФ ГАЙДАЯ Фильм
"Иван Васильевич меняет профессию" вышел в прокат 21 сентября 1973 года
и принес Леониду Гайдаю новый оглушительный триумф: 3-е место в
прокате, 60,7 миллиона зрителей. Одной из первых на премьеру
откликнулась главная газета страны - "Правда". Г. Кожухова в номере от
24 сентября писала: "Оставшись самим собой, Гайдай в новой работе, на
мой взгляд, во многом довел свою интонацию, свой стиль до блеска и
изящества. Не эти ли же свойства объясняют то, почему мы десятилетиями
поминаем добрым словом "Веселых ребят", "Волгу-Волгу", "Карнавальную
ночь" - за радость присутствия на празднике мастерства?..". Но в
этой же заметке автор позволяет себе и покритиковать мастера. Цитирую:
"Ему, по-моему, изменяет порой вкус. Вот, например, женщина снимает
парик и оказывается... лысой. Смешно? Может быть. Но как-то
непривлекательно. У иного зрителя, наверное, найдутся другие замечания
по тем или иным частностям. Есть и не частность: нам опять предлагают
старого знакомого Шурика, однако ни режиссер, ни - особенно - актер А.
Демьяненко не сумели сделать эту встречу интересной..." Журнал
"Советский экран" в <186> 9 за 1974 год устроил дискуссию об
отечественной кинокомедии, во время которой участвовавшие в ней критики
высоко оценили новое творение Гайдая. Приведу некоторые высказывания. М.
Кузнецов: "Артиллерия - бог войны, бог комедии - движение. У Л. Гайдая -
стремительное движение главной идеи, великолепный темп, виртуозная
динамика. И это прекрасно. Комедии могут быть разноплановые, но движение
душа их. Плохо, когда движение превращается в пустую суету..." Н.
Кладо: "Картина, по-моему, хорошая и показывает правомерность стиля,
избранного режиссером: эксцентрика будет жить еще много лет, потому что
возбуждает в человеке своеобразное и острое отношение к
действительности..." К. Минц: "Брызжущее остроумие "Ивана
Васильевича...", поразительное искусство темпа, ритма - все это
доказывает, что Гайдай действительно выдающийся мастер. Я очень
люблю его творчество, и мне хотелось бы сегодня сказать, что Гайдай
близок к созданию высокой комедии, и это произойдет в том случае, если
талант режиссера будет помножен на замысел..." Но когда в том
же "Советском экране" был объявлен конкурс среди читателей на лучший
фильм года, "Иван Васильевич..." попал на 11-е место, набрав 4,22 балла.
Почему? Судя по всему, произошло это из-за элементарной подтасовки. На
эту мысль наводят названия фильмов, которые разместились на первых
позициях. Например, 1-е место заняла картина Витаутаса Жалакявичюса "Это
сладкое слово - свобода" (4,49 балла), а 2-е - фильм Евгения Карелова
"Я - Шаповалов Т. П." (4,48 балла). Оба фильма собрали меньшую кассу,
чем творение Гайдая, но имели одно достоинство - были идеологически
безупречны. Вот именно за это их и тянули вверх. Между тем
новое произведение Леонида Гайдая было на десять порядков выше
большинства кинокомедий, которые демонстрировались на отечественном
экране не только в 1973, но и в следующем году. Так получилось, но новых
"Джентльменов удачи", которые могли бы бросить серьезный вызов самому
кассовому режиссеру советского кинематографа, в те годы не появилось.
Хотя хорошие кинокомедии были. Это: "Здравствуй и прощай" Виталия
Мельникова, "Совсем пропащий" Георгия Данелии, "Золотые рога" Александра
Роу. Эти фильмы вышли в 73-м. В следующем году сам Эльдар
Рязанов бросил вызов Гайдаю, вторгнувшись на его территорию и сняв
единственную свою эксцентрическую кинокомедию "Невероятные приключения
итальянцев в России". Фильм занял 4-е место в прокате, собрав 49,2
миллиона зрителей. Хотя, на мой взгляд, фильм получился гораздо слабее
гайдаевских нетленок. Но этому есть объяснение: Рязанов снимал
"Итальянцев" через не могу, чуть ли не из-под палки. О других
кинокомедиях 74-го говорить просто нечего - настолько они слабы и
беспомощны. И "Неисправимый лгун" Вилена Азарова (кстати, авторы
сценария фильма - Яков Костюковский и Морис Слободской), и "Нейлон 100%"
Владимира Басова, и "Теща" Сергея Сплошнова. На должном уровне
оказались лишь "Мелодии Верийского квартала" Георгия Шенгелая, но
грузинский кинематограф в те годы вообще высоко котировался (фильм был
удостоен призов на Всесоюзном кинофестивале в Баку, на Международном
кинофестивале в Сан-Себастьяне). "ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ" Авторы сценария - Владлен Бахнов, Леонид Гайдай режиссер-постановщик - Леонид Гайдай операторы-постановщики - Сергей Полуянов, Виталий Абрамов художник-постановщик - Евгений Куманьков композитор - Александр Зацепин звукооператор - Р. Маргачева дирижер - В. Васильев трюковая запись шумов и музыки - В. Бабушкин текст песен - Л. Дербенев режиссер - А. Хайт оператор - И. Штанько художник - Ю. Фомичев художник-гример - А. Тетюркин режиссер-монтажер - К. Алеева художник по костюмам - Н. Бузина балетмейстер - П. Гродницкий ассистенты режиссера: Н. Сысоева, А. Романенко ассистент оператора - В. Данилов мастер по свету - Л. Подсухский комбинированные съемки: оператор - И. Фелицын художник - А. Клименко редактор - В. Зекин музыкальный редактор - В. Зекин директор картины - Александр Ашкинази В ролях: Юрий
Яковлев, Леонид Куравлев, Александр Демьяненко, Савелий Крамаров,
Наталья Селезнева, Наталья Белогорцева-Крачковская, Наталья Кустинская,
Владимир Этуш, Михаил Пуговкин, Сергей Филиппов, Нина Маслова, Эдуард
Бредун, Наталья Гурзо, Владимир Уральский, Александр Подшивалов, А.
Вигдоров, В. Грачев, И. Жеваго, А. Калабулин, В. Шульгин.